вторник, 24 сентября 2019 г.

Саморазряд, мороз и опасность прикуривания - 10 глуповатых вопросов об аккумах


Саморазряд, мороз и опасность прикуривания: 10 глуповатых вопросов об аккумах

24 Января 2019 40 одна тыща семьсот восемьдесят

Так повелось, что главные задачи зимой автовладельцам доставляет аккумулятор. И обычно, из года в год, звучат одни и те же насущные вопросы… Мы решили свести все самые пользующиеся популярностью аккумуляторные трудности в один «блиц-марафон»!

Саморазряд, мороз и опасность прикуривания - 10 глуповатых вопросов об аккумах

1. Саморазряд батареи – что же все-таки это такое?

дноразовые пальчиковые батарейки способны невозбранно храниться годами, пока их не начнут использовать. Но с авто аккумом таковой фокус не проходит! И сакраментальное «снятие минусовой клеммы» не поможет! Оставляя машину на парковке и уезжая на месяц в отпуск, возвратившись, можно не суметь запустить мотор… Многие из числа тех, кто привык, что выключенный ноутбук либо телефон может без вреда для батареи лежать по полгода, неприятно удивляются…

Снимая клемму с АКБ, мы «отсекаем» наружные потребители тока, но не останавливаем естественный процесс внутреннего саморазряда, характерный свинцовым батареям и практически не характерный литиевым. Представьте, что снутри батареи параллельно ее клеммам повсевременно подключен крохотный паразитный потребитель тока. Саморазряд все производители считают нормой, если в день новенькая батарея теряет менее 0,5-0,8% емкости. Это касается плюсовых температур - зима же в этом случае являет редчайший пример союзника, а не неприятеля: при температурах ниже нуля саморазряд замедляется! Но летом даже отключенная от авто бортсети батарея в месяц способна лишиться половины емкости, а уже поработавшая (хотя и полностью исправная!) может иссякнуть практически вполне – для нее 1,5-2% утрат в день бывает нормой. Потому при продолжительном обычное машины нужно перед снятием клеммы на сто процентов зарядить аккумулятор сетевым зарядником. А еще лучше – бросить АКБ на неизменной подпитке зарядным устройством, имеющим особый режим компенсации саморазряда. Этот режим работы в аннотации к заряднику нередко именуют «буферным» либо «компенсационным» - при нем батарея повсевременно подпитывается неопасным сверхмалым током в несколько 10-ов миллиампер без риска испарения воды из электролита либо перегрева.

2. Сколько дней можно не заводить машину?

Можно ли расслабленно улететь, например, в отпуск, оставив автомобиль на парковке без принятия каких-то «консервационных» мер? Просто припарковаться и уйти, а через две недели возвратиться, завести мотор и поехать? В принципе, можно произвести легкий арифметический расчет.

Если представить, что электрика машины исправна и не потребляет ток при обычное, то остается два главных «паразита», которые имеются у большинства – сигнализация и аудиосистема, «магнитола» в просторечии. Обычное потребление этой парочки – около 30 мА на сигнализацию и около 20 мА – на «магнитолу».

Нужно замерить потребляемый автомобилем в режиме простоя от аккума ток – ведает заведующий аккумуляторной лабораторией ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт авто электроники и электрооборудования» Александр Казунин.

Представим, у вас вышло 50 миллиампер. Считаем: 50 мА тока = 0,05 А·ч расхода. Умножаем на 20 четыре часа в сутках и на, скажем, четырнадцать дней – выходит практически семнадцать ампер-часов аккумулятор теряет за две недели, и это, заметьте, без учета саморазряда... Для батареи емкостью 50 5 А·ч это составляет третья часть от емкости. Но главный вопрос – как интерпретировать эти числа? Если на улице лето, автомобиль на техническом уровне исправен, а батарея была заряжена на 100% - то утрата трети емкости не помешает завести мотор и поехать. Если же на улице зима, а машина эксплуатируется в городском режиме с нескончаемым отрицательным энергобалансом, когда аккумулятор перманентно заряжен менее чем на три четверти (в наилучшем случае!), картина выходит неутешительная.

Саморазряд, мороз и опасность прикуривания - 10 глуповатых вопросов об аккумах
После двухнедельного простоя сигнализация, «музыка» и саморазряд не позволят завести движок.

3. Можно ли заряжать аккумулятор, не отключая его от машины?

Вы поставили автомобиль в гараж и решили зарядить батарею. Необходимо ли перед этим отключать АКБ от бортсети машины, снимая с него одну из клемм?

Практически хоть какое зарядное устройство дает точно такое же напряжение (либо некординально выше), как и штатный генератор автомобиля, и никакого вреда это напряжение электронике автомобиля не нанесет. Тем паче, что в массе собственной она (включая главное – блоки управления движком и коробкой) стопроцентно отрублена от бортсети извлеченным ключом зажигания и отключенным основным реле. Другими словами, после выключения зажигания исправное зарядное устройство можно подключать к батарее, стоящей под капотом, не снимая проводов с последней.

Вобщем, ключевое слово – «исправное»… Дело в том, что все современные зарядные устройства построены на бестрансформаторных источниках тока - так именуемых инверторах. Их особенность заключается в том, что при фактически хоть какой неисправности снутри зарядника на его клеммах просто исчезает напряжение. Да, батарея, естественно, в данном случае не зарядится, да и электроника автомобиля не пострадает. А вот многие зарядные устройства старенькых лет выпуска, парк которых у автолюбителей как и раньше очень велик, построены по трансформаторной схеме. Они массивнее, тяжелее, сильнее, но снутри нередко представляют собой источники тока с напряжением 18-25 вольт, которое транзисторными либо тиристорными регуляторами снижается до подходящих при зарядке 14-16 вольт. И если регулирующий транзистор пробивается, что с ним случается часто, на выходе зарядника возникает высочайшее напряжение 18-25 вольт, способное разрушить и аккумулятор, и те электрические модули, которые не обесточиваются выниманием ключа - штатная либо нештатная охранные системы, например, либо ряд блоков, относящихся к комфорту и сервису. В зарядном устройстве нередко нет защит от подобного ЧП, потому при применении олдскульных зарядок клемму с батареи все таки полезно снимать.

4. Взорвется ли квартира от зарядки аккума?

Существует мировоззрение, что заряжать аккумуляторную батарею дома – опасно. Вправду, риск взрыва несет выделяющийся при зарядке водород – в соединении с кислородом воздуха он образует так именуемый гремучий газ. Но для взрывоопасной концентрации количество водорода должно составить более 4% от объема воздуха в помещении. Даже в маленькой комнате аккуму необходимо стоять на зарядке некоторое количество дней, чтоб появилась такая концентрация, а комната должна быть герметичной, что в критериях квартиры, к счастью, недостижимо…Есть и очередной принципиальный аспект: на самом деле во время зарядки составляющая водорода от полного количества газов, выделяемых батареей, мала - наименее 10%. В главном аккумулятор порождает водород в 1-ые часы после зарядки, а не во время нее.

Саморазряд, мороз и опасность прикуривания - 10 глуповатых вопросов об аккумах
Убедиться в этом можно, например, при помощи русского издания «Вентиляция и отопление аккумуляторных помещений», где вопрос газовыделения свинцово-кислотных батарей рассмотрен конкретно.

Другими словами, известные строгие и непростые требования по соблюдению взрыво- и пожаробезопасности относятся к аккумуляторным участкам на предприятиях, где круглые день идет одновременная зарядка огромного количества АКБ. Распространять эти требования на единоразовую сезонную подзарядку в квартире батареи личного легкового авто при открытой форточке либо тем паче на балконе не стоит.

5. Можно ли отравиться от зарядки аккума дома?

Кроме водорода из аккума при зарядке выделяются и другие газы, очень ядовитые - к примеру, сернистый. Но, снова же, если идет речь не о постоянной и массовой зарядке, а разе-другом за зимний сезон, количество этих газов может вызвать только мигрень – ну и то если совпадут очень много причин. На самом деле же почувствовать хоть какое-то недомогание от этого процесса очень трудно.

Да, преднамеренно заряжать аккумулятор около изголовья кровати грудного малыша точно не стоит в любом случае! Но если по каким-то причинам для вас не удается пристроить АКБ на зарядку кое-где кроме коридора либо прихожей обыкновенной городской квартиры, ничего серьезно небезопасного и необратимого со здоровьем не произойдет. Довольно, если в квартире будут открыты межкомнатные двери и приоткрыто хотя бы одно окошко либо форточка – к примеру, на кухне.

Необходимо отметить, что больше вреда (правда, не здоровью, а имуществу) могут принести мелкие пары серной кислоты, которые способны в малозначительном количестве выноситься наружу из банок батареи с выходящими при «кипении» газами. В маленьком радиусе вокруг батареи они способны попортить ткань, пол либо ковер из натурального материала. Опасность не сказать чтобы так существенна, но, чтоб подстраховаться наверное, стоит поместить заряжаемую батарею в полиэтиленовый мусорный мешок - не завязывая, очевидно, его горловину.

6. Почему зимой необходимо заряжать АКБ вне машины?

Не тайна, что при периодических маленьких поездках типа «дом-работа-магазин» генератор не успевает восполнять энергопотери аккума, которую растрачивает стартер, и батарея равномерно теряет емкость даже при полностью исправном электрическом оборудовании. Но летом у аккума есть хотя бы возможность добраться за длительную поездку до стопроцентного заряда. А зимой таковой способности нет в принципе - даже если вы будете раз в день кататься из Москвы в Питер и назад, аккумулятор не сумеет зарядиться выше 70-80% от номинальной емкости из-за замедления скорости протекания химических процессов при минусовых температурах. В сильный мороз аккумулятор, стоящий на автомобиле, никогда не зарядится на 100%. Не зарядится он и в неотапливаемом гараже от стационарного зарядного устройства, если на улице сильный мороз.

Для гарантированного заполнения энергией батарею нужно перенести в теплое помещение и дозарядить до 100% сетевым зарядным устройством. Проведение этой процедуры хотя бы 1-2 раза за зиму гарантированно предупредит задачи с прохладным запуском мотора – если аккумулятор и электрическое оборудование исправны, очевидно!

7. Как мороз меняет емкость батареи?

Практически всегда трудности с зимним пуском – вина обладателя автомобиля. Не подзарядил батарею до нормы перед прохладным сезоном, игнорировал неисправность электрического оборудования и утечки тока, допустил полный разряд аккума «в ноль» ранее и т.д..

Саморазряд, мороз и опасность прикуривания - 10 глуповатых вопросов об аккумах
Но время от времени все исправно, аккумулятор свежайший, а стартер крутит вяло! Почему?

Дело в том, что емкость аккума – параметр непостоянный. Она очень очень находится в зависимости от температуры среды. В холод емкость аккума естественным образом понижается вследствие замедления скорости протекания химических процессов. Примерно зависимость емкости от температуры можно визуализировать так:

Температура электролита батареи, °С

Емкость, % от номинала

-10

80

-20

65

-30

50

Говоря проще, если производитель автомобиля сберег на батарее, не поставив «вариант для России» с увеличенными как раз на этот случай пусковым током и емкостью, то «полбатареи», в которые преобразуется аккумулятор при минус 25-30, просто может не хватить для размеренного запуска. В особенности если АКБ систематически недозаряжается в городском режиме эксплуатации автомобиля с частыми стартами и маленькими по длительности поездками.

8. Чем небезопасно прикуривание?

Если аккумулятор разрядился в ноль – к примеру, от позабытых включенными габаритов, аудиосистемы либо лампы освещения салона - плотность электролита чертовски падает, и электролит леденеет, как рядовая вода. Замерзая, он расширяется, деформируя пластинки и раздувая бока корпуса. Что все-таки происходит после «прикуривания» таковой батареи проводами либо портативным литий-ионным «пускачом»?

Летом «прикуривание» угрозы не несет, – ведает Александр Казунин.

Но зимой – совершенно другая история… Если разряженную и замороженную батарею принести домой, отогреть в течении полусуток при комнатной температуре и после чего поставить на зарядку сетевым зарядным устройством – она еще поработает. Но так не много кто поступает… В главном машину «прикуривают» и здесь же уезжают, так как торопятся на работу либо по делам. Что происходит в данном случае? Батарея начинает заряжаться от генератора довольно огромным током. Но в ней на две третьих объема электролита – лед. Практически работает только третья часть батареи. От огромных зарядных и пусковых токов спекаются сепараторы, и в их начинают прорастать шунты – токопроводящие перемычки из дендритов, которые замыкают пластинки меж собой. В большинстве случаев мучаются 1-ая и шестая банки, так как они находятся по бокам, и вымерзание начинается конкретно с их. После такового изымательства батарея практически никогда не держит заряд и просит подмены. Прикуривая утром машину, которая не светит лампами на приборной панели после поворота ключа, и стартер которой не издает ни звука, необходимо держать в голове, что аккумулятор уже не жилец, и вечерком очень лучше заехать в магазин за новым!

9.

Саморазряд, мороз и опасность прикуривания - 10 глуповатых вопросов об аккумах
Нужна ли «шуба» аккуму?

Многие лицезрели, как аккумулятор под капотом укутан в мягенький текстильный чехол-коробочку, именуемую теплозащитой, термозащитой, «термокейсом» и т.д.. На одних машинах таковой девайс штатно идет с завода, на других его нет и в помине, а посторонние производители выпускают подобные вещи как элементы «тюнинга».

Всераспространено мировоззрение, что такие термочехлы помогают батарее лучше заряжаться от генератора зимой и эффективнее отдавать ток стартеру. Но, как досадно бы это не звучало, это заблуждение… Для зимы подобные «шубы» совсем никчемны – за ночь либо денек простоя на парковке неважно какая батарея замерзнет до температуры среды – хоть норковую шубку на нее натяни! Основная задачка таковой термозащиты – отчасти прикрыть аккумулятор от перегрева в адском подкапотном пекле летом, чтоб уменьшить испарение воды из электролита, от которого мучаются любые батареи, будь они хоть три раза «необслуживаемыми».

Вобщем, в любом случае именовать таковой девайс нужным нельзя, и получать его без помощи других, если производитель обошелся без него, совсем необязательно.

10. Необходимо ли использовать защитные смазки для клемм батареи?

Плюсовая клемма батареи склонна усиленно окисляться, нередко покрываясь жутковатой с виду сине-зеленой коркой. Окислы начинают просачиваться и в плоскость контакта, стремительно его ухудшая. Сейчас для предотвращения этого зла продаются особые защитные смазки, но стоят они в силу специфики очень дорого, а нужны изредка и в жалком количестве. Ну и есть аспект – незапятанной и недеформированной клемме с исправным затяжным болтом дополнительный «химический допинг» в плоскости контакта с наконечником аккума, по сути, и не требуется. А когда клемма уже «убита» окислением и царапинами, даже драгоценное спецсредство не поможет ей вернуть высококачественный контакт без вольтопотерь – по-хорошему, клемму необходимо поменять либо как минимум кропотливо восстанавливать с внедрением круглого ратфиля и наждачной бумаги.

Но в «дедовские времена» существовал обычный метод защиты клемм от окисления, сейчас практически позабытый. Он хорош для предотвращения грядущего износа клеммы, пока она еще новая - тем паче что цена затеи стремится к нулю, а простота - чрезвычайная. Для предотвращения окисления клемм на «плюсовой» контакт батареи в прежние годы бывалые водители надевали плоское колечко из толстой ткани либо войлока, на которое наносили 2-3 капли моторного масла - а поверх кольца уже надевали и зажимали клемму провода. Масло, дающее легкое испарение от жара подкапотного места, «укутывает» контакт батареи и клемму провода типичным антикоррозиантом, не давая ей окисляться.

Ну что сказать, помните, что можно купить колеса в спб, которые есть возможность взять для холодной поры, и это по возможности отличные всесезонные колеса. Для зимы рекомендуем купить зимнюю резину. В прочем когда вы пожелаете использовать колеса, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить лучше шины номенклатуры класса "внедорожников" в магазине колес с лучшими ценами "Экспресс Шина". Так же помните, что можно купить шины в спб, которые позволено отобрать для пасмурной погоды, и это быть может фирменные всесезонные шины. Для зимы советуем купить хорошую резину. Вероятно Разве что, вы пожелаете использовать шины, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить легко шины направления "Спортивно Улитарного автомобиля" в интеренет магазине резины с лучшими ценами "Склад Шин".