вторник, 24 сентября 2019 г.

Зола и сажа - как авто масло гробит мотоциклетный мотор


Зола и сажа: как авто масло гробит мотоциклетный мотор?

28 Августа 2019

Те, кто начинал свою “колёсную” жизнь с байка лет так 20 вспять, помнят уникальный запах выхлопа двухтактного мотоциклетного мотора. Автол, сгорающий с бензином, пах непередаваемо смачно.

Зола и сажа - как авто масло гробит мотоциклетный мотор
С того времени, естественно, почти все поменялось. На байках всё почаще встречались четырёхтактные моторы, жидкостное остывание закончило казаться экзотикой. Автол (хотя, естественно, это был уже не реальный автол сернокислотной чистки, а какое-нибудь масло АС-8 селективной чистки) тоже остался в прошедшем. Автол-то ушёл, а вопросы остались…

От 2-ух до четырёх

Начнём с самых обычных вещей: с двухтактных моторов. Обычно, байки с этим мотором заправляют консистенцией бензина и масла. Это помнят многие, кто в молодости гонял на “Планетах” и “Юпитерах”, соединял моторное масло с бензином и даже помнит их ориентировочное соотношение - 20 5 граммов масла на один литр бензина (сейчас, правда, заправочные баки для масла и бензина нередко ставят раздельные). А вот почему нельзя было сделать системы смазки по принципу авто, думали не все.

По сути разъяснение не очень сложное. В двухтактном движке воздух должен поступать в цилиндр под давлением, вытесняя отработавшие газы (в четырёхтактном воздух поступает за счёт движения поршня из верхней мёртвой точки вниз при открытом впускном клапане). А объём нужного воздуха у двухтактного мотора может быть вдвое больше, чем у четырёхтактника. Логичным было бы использовать наддув, но ставить его на обычной мотоциклетный мотор было бы странноватым. Ещё более удивительно было бы узреть бензопилу “Дружба” с наддувом. Но компромиссный выход всё-таки был найден, и он веселит собственной простотой: заместо клапанов в стенах цилиндров появились окна, которые перекрываются поршнем, а продувку сделали кривошипно-камерной. Вышло очень обычная конструкция, в какой воздух поступает в цилиндр из полости картера мотора. Правда, появляется трудность: картер должен быть сухим. Означает, масло нужно заливать прямо в горючее.

Ранее с выбором масла не очень мучились: заливали какое-нибудь М8В и радовались.

Зола и сажа - как авто масло гробит мотоциклетный мотор
В наилучшем случае находили “авиационное” масло МС-20. Частично применение этих масел и стало предпосылкой возникновения мифа о том, что русские двухтактные моторы очень уступают в ресурсе ввезенным. Дескать, двухтактные движки каких-нибудь DKW, Trabant либо Barkas служат намного подольше. По сути причина низкого ресурса мотора почти во всем зависела от того, что ни МС-20, ни тем паче М8В не очень отлично подходит двухтактному мотору, а масло в Европе для таких моторов было другим.

Вправду, самое существенное различие масла для двухтактного мотора - очень низкая зольность. Если в четырёхтактном моторе масло не должно пылать в цилиндрах совместно с бензином, то в двухтактном картина оборотная: масло там быть должно, и оно должно сгорать без остатка. Если после сгорания остаётся зола, она оседает на стенах цилиндра и на поршне, смешивается с маслом, в итоге чего выходит прямо-таки превосходный абразив. Ну, а “наждачка” в моторе убивает его очень стремительно. Вот, к примеру, эталон двухтактного масла - . Обратите снимание на зольность - всего 0,07%. Тем временем даже в обыкновенном малозольном масле (Low SAPS) зольность доходит до 0,5%. Так что не хоть какое малозольное масло можно лить в двухтактный мотор - разница меж 0,5% и 0,07% большущая.

2-ая причина, по которой в двухтактный мотор нельзя лить четырёхтактное масло, - это количество сажи, которое остаётся после сгорания последнего. Сажа принуждает залечь кольца, наращивается на поршне, засоряет продувочные окна. Следствие - понижение мощности, детонация, перегрев и калильное зажигание.

Вообщем, нужно осознавать, что задачка четырёхтактного масла - служить длительно с малой потерей собственных параметров. А вот двухтактное масло никто не принуждает работать длительно - оно всё равно должно сгореть. Главное - сделать это без остатка.

Зола и сажа - как авто масло гробит мотоциклетный мотор
Потому здесь и различные пакеты присадок, и мало различный состав. Не считая того, из-за вдвое большей частоты рабочих тактов и из-за двойного количества отработавших газов, проходящих через выпуск, многие детали двухтактника получаются очень термонагруженными. А означает, и требования к качеству смазки здесь тоже малость выше. Тем паче что мотоциклетный мотор нередко работает на более больших оборотах, что просит более крепкой защитной пленки, обеспечивающей крепкость смазывающего слоя в критериях больших температур.

Ну и последнее: не каждое четырёхтактное масло в принципе способно отлично растворяться в бензине. А вот двухтактное масло делать это просто должно. Для этого в его составе обычно есть растворитель. Как, к примеру в . По другому можно получить все те красоты, связанные с возникновением отложений, о чём мы гласили чуток выше.

Думаю, с двухтактными моторами всё понятно: им своё масло просто нужно. Но ведь байки бывают и с четырёхтактными моторами! Может, в их можно лить авто масло? А вот здесь уже трудно.

На стыке религии и науки

Обладатели “Ижей” и “Восходов” время от времени завидовали жестоким русским мотоциклистам на “Уралах” и “Днепрах” - оппозитные моторы этих тяжёлых байков были четырёхтактными, и бензин можно было залить прямо в бак. Вот итак вот взять и залить! Не мучаясь с маслом. На данный момент четырёхтактных байков уже много, и такую зависть они не вызывают. Зато споров о том, можно ли в их заливать авто масло, становится всё больше.

Понятно, что во времена СССР другого масла просто не было. Что лили в “Москвич”, то шло и в “Днепр”. С течением времени в продаже стали появляться особые мотоциклетные масла, но привычка лить авто масло оказалась поразительно сильной.

Стоит признать, что этому есть полностью логичное разъяснение: разница меж мотоциклетным и авто четырёхтактными моторами не очень велика. Те же клапаны, картер с маслом, никаких окон… Так что на теоретическом уровне авто масло навредить мотоциклетному мотору не может.

Зола и сажа - как авто масло гробит мотоциклетный мотор
Сторонники этой позиции по-своему правы. Но при всем этом они не учитывают, что некая разница меж машиной и байком всё-таки есть.

Начнём с того, что режим работы мотоциклетного мотора обычно приметно более брутальный. Здесь обычно приметно выше обороты коленвала, а температурный режим по сопоставлению с авто несколько повышен (в особенности в случае с воздушной охлаждающей системой). Сочетание этих причин может привести к разрыву масляной пленки на трущихся поверхностях. Ну, а чем угрожает сухое трение, понятно каждому. Потому мотоциклетные масла отличаются мало другим составом пакета присадок, которые способны обеспечить работу мотора в таких тяжёлых критериях. Некие масла разрабатываются специально для тех, кто любит погонять: здесь лучше и противозадирные, и смазывающие характеристики. Пример - масло для четырёхтактных байков .

А сейчас - вопрос, стоящий на стыке религии и науки. Он вызывает много споров, но совершенно точно на него ответить трудно: вредит ли авто масло сцеплению байка? Оно там обычно “мокрое”, а картер коробки и мотора у байков общий. А потому что в авто масле много модификаторов трения, сцепление может начать проскальзывать. И наличие этих модификаторов очень отличает мотоциклетное масло от авто.

Правда, многие ездят на обыкновенном масле для автомобилей и не сетуют на работу сцепления. Что все-таки, кому-то всегда должно повезти. Естественно, внедрение в четырёхтактном мотоциклетном моторе авто масла не так небезопасно, как его внедрение в двухтактном моторе, но тоже очень не лучше. В особенности с допуском API SJ и ACEA A1 - их в своё время позиционировали как “топливосберегающие” и щедро наделяли модификаторами трения, которые “полируют” сцепление. Те, кто пока избежал заморочек с пробуксовкой, считают, что переплачивать за особое масло - занятие глупое.

Зола и сажа - как авто масло гробит мотоциклетный мотор
Но если нет желания позже поменять либо отмывать сцепление, лучше использовать только мотоциклетное масло.

Ну, и последнее. Мотоциклетное масло появилось не просто так. Учёные и спецы разрабатывали и испытывали его специально для двухколёсной техники, и в байке лучше, конечно, использовать то, что изготовлено для байка. Не такая уж там выходит большая переплата, чтоб отрешиться от него в пользу приметно сокращённого ресурса мотора либо его неожиданного ремонта из-за “клина”. 

Вобщем, речь идёт не только лишь о байках. Почти все вышеупомянутое будет справедливо и для лодочных моторов, и для газонокосилок, и для бензопил - для хоть какой техники с двухтактными движками.

И конечно, мы не стали очень углубляться во всё обилие двухтактных моторов. Были посреди их и те, которые не добивались смешивания бензина и масла (к примеру, на Jawa Oilmaster либо Иж Планетка Спорт с раздельной системой смазки). И всё же им тоже требуется двухтактное масло, которое точно так же сгорает с бензином.

Есть ещё отдельная история с судовыми моторами, двухтактными дизелями, танковыми и авиационными двухтактными движками. Многие из их тоже отличаются увлекательными конструкциями и требованиями к моторному маслу. К примеру, масло для маломерных судов должно стремительно растворяться в воде (экология, сами осознаете). Но об этом как-нибудь в другой раз.

Главное, помните, что можно купить шины в спб, которую не запрещается купить для лютых морозов, и это быть может фирменные всесезонные шины. Для зимы советуем купить хорошую резину. В прочем когда вы возжелаете эксплуатировать покрышки, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить легко покрышки сегмента Sport Utility Vehicle в магазине шин с низкими ценами "Экспресс Шина". Безусловно, помните о шинах, которые возможно избрать для холодной осени, и это должно быть крепкие зимние колеса. Для зимы рекомендуем купить новые шины. Возможно В том случае, когда вы захотите эксплуатировать покрышки, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить легко колеса сегмента класса "внедорожников" в магазине шин с дешевыми ценами "Колесо".