вторник, 24 сентября 2019 г.

Сейчас ты лицезрел всё - тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ-968МП


Сейчас ты лицезрел всё: тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ-968МП

2 Мая 2019 40 две тыщи двести 20 девять

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением мотора. Да, это та модификация, которая в русской Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совершенно так).

Сейчас ты лицезрел всё - тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ-968МП
И да, этот ЗАЗ на ходу и восстановлен с наименьшим отхождением от аутентичной конструкции.

Автомобиль

ЗАЗ-968МП, одна тыща девятьсот девяносто три года выпуска в кузове «пикап» Движок V4 воздушного остывания 40 один л.с., привод задний, МКП-4 В свидетельстве о регистрации числится – «легковой пикап». Приобретен в две тыщи семнадцать году под восстановление, реставрация завершена в две тыщи девятнадцать году. Формат восстановления машины ее обладатель определяет так – «недорогая реставрация с наибольшим сохранением аутентичности».

Обладатель

Владислав Донец, москвич, 30 два года, экономист. Машинами по роду деятельности не занимается, но увлекается в качестве хобби. Интересы – русский автопром. Кредо - несистемное коллекционирование и спонтанные покупки. Кроме героя этой статьи обладает ВАЗ две тыщи 100 один 1971 года, ВАЗ-2102 одна тыща девятьсот 70 девять года, ГАЗ-24 одна тыща девятьсот 70 три года, реэкспортным дизельным универсалом ГАЗ-24 Scaldia одна тыща девятьсот 70 девять года.

Информацию о продаже этой машины я увидел случаем, и с ее особенностями тогда еще не был знаком. Погуглил – сообразил, что вещь редчайшая и очень увлекательная. Продавал машину человек, отлично узнаваемый в тусовке хозяев редчайших авто и «запорожцев» а именно. Он нашел этот пикап в деревне в республике Марий Эл. Автомобиль была в страшном состоянии – в деревне он догнивал на заднем дворе. В кузове стояли грубо привинченные дощатые лавки для перевозки людей, а сам он был доверху заполнен пустыми бутылками из-под водки… В конечном итоге мне он достался за очень умеренную сумму в 40 000 рублей, что для редчайшей машины с документами – совершенно дешево.

Сейчас ты лицезрел всё - тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ-968МП
Владислав

обладатель

История модели

Не многие знают, что Запорожский автозавод выпускал пикапы со древних времен! Вот только изредка кто их лицезрел вживую, так как такие машины не шли в продажу, а использовались для внутризаводских нужд – на больших территориях меж цехами повсевременно требовалось что-то развозить в маленьких объемах, но стремительно. Такие машины за местность предприятия не выезжали, и на учет, очевидно, не ставились. Хотя здесь есть аспект – коммьюнити любителей олдскульных «запорожцев» узнало, что около 10-ка полностью товарных и зарегистрированных в ГАИ экземпляров в 70-х годах было отгружено для нужд ведомственного санатория при заводе!

Официально же оформить пикап для массовой реализации, как отдельный кузов с внесением в документы, было решено лишь на рубеже конца перестройки и начала распада Союза, на базе модели ЗАЗ-968М. Управление ЗАЗа представило, что схожий автомобиль может иметь спрос у населения, кинувшегося на волне смутного периода кто в кооперативный бизнес, кто в фермерское хозяйство… Тем паче, что ниша была фактически не занята - русская индустрия многообразием пикапов потребителя не баловала.

Год начала выпуска «микрогрузовичков» на базе ЗАЗ-968М с дополнительной буковкой «П» в индексе точно не установлен. Самая ранешняя товарная серийная машина из числа тех, что известны собирателям, датирована 90-м годом. А вот датой окончания выпуска принято считать 1994-й, ибо пикапы закончили создавать вкупе со снятием с сборочного потока всей линейки разновидностей ЗАЗ-968 и окончательным переходом на линейку Таврии. Всего же пикапов ЗАЗ-968МП было выпущено около две тыщи 500 тыщ штук – информация эта неофициальная, но считающаяся в коммьюнити «зазоводов» более-менее достоверной.

Подавляющая часть из этих 2-ух с половиной тыщ машин осталась (в)на Украине, так как выполнялись они практически в постсоветское время и уже не вывозились в Россию. Ввозились единичные экземпляры - разве что обладателями, переезжающими на ПМЖ в нашу страну. С учетом этого, также ввиду неописуемо низкой коррозионной стойкости «зазиков», в Рф «Запор-пикап» является чрезвычайной редкостью. В столичном регионе  ЗАЗ-968МП можно перечесть по пальцам одной руки.

Железо

На пикапы шли самые кривые, выбракованные кузова ЗАЗ-968М… А заводская разработка формирования грузового открытого отсека была очень грубой и халтурной. Задняя часть крыши со стойками срезалась «по живому», и по нижней полосы окон вваривалась несколькими точками сварки гнутая П-образная труба. Фактически, она и создавала кромку грузового борта. А панели отделки в грузовом отсеке были изготовлены по аналогичной технологии с внутрисалонными! Другими словами, оргалит (упрессованная труха) грубо обтягивался черным винилом.

Сейчас ты лицезрел всё - тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ-968МП
Очевидно, при установке в открытом кузове оргалит намокал от дождика, горбился и рассыпался…

Из-за таких, с позволения сказать, «технологий», гнилости пикапы быстро – еще активнее, чем обыденные ЗАЗ-968. Ведь машину никто не просчитывал с учетом требований к открытым кузовам пикапов. Соответственно, полости и ниши, которые в автомобиле были защищены стеклом и крышей, оказывались открытыми всем осадкам, копили воду и стремительно заржавевалиэ. Усугублялось все это мерзким качеством расцветки в последние годы выпуска модели. Непосредственно этот экземпляр добила долгая жизнь под открытым небом в глухой деревне – кузовные работы нового обладателя ожидали очень масштабные…

Для проекта реставрации был приобретен инвалидный донор одна тыща девятьсот девяносто три года с малым пробегом, гаражного хранения и в превосходном состоянии. С него для пикапа взяли железо, массу деталей отделки салона, отчасти - движок. При компоновании кузова из деталей от 2-ух машин появилось много заморочек по подгонке - к концу эры выпуска ЗАЗ-968М заводские штампы совсем износились и кузовные элементы штамповались с страшным качеством. Двери не соответствовали просветам, запирались с касанием металла об металл, зазоры капота и багажника не лезли ни в какие ворота. За время агонии в деревне пикап неоднократно красился кисточкой и какой придется краской, но родной его цвет именовался «коррида» и был ярко-красным. Фактически, его и возвратили машине при финишных работах по кузову.

Очередной неувязкой стало качество имеющихся в продаже запчастей. Оно отсутствует в принципе… Очень тяжело приобрести обычные тормозные цилиндры (их в машине 6 – по два на фронтальных барабанах и по одному на задних), тяжело отыскать неподражаемые мелочи - специальные клипсы, закладные гайки и т.п. Например, так и не удалось пока разыскать… внутренние дверные ручки! У уникальных деталей в местах крепления к двери есть вставки из белоснежного пластика, которые с течением времени распадаются в порошок, и большая часть ручек становятся неприменимыми для использования, хотя и сохраняют наружный вид… Потому ручки пока пришлось временно поставить похожие - от какого-то Москвича.

Необыкновенным затруднением стал поиск прокладки меж печкой и кузовом.

Сейчас ты лицезрел всё - тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ-968МП
Это резиновая деталь очень сложной формы – ее не поменять герметиком, не вырезать из листовой резины, не отпечатать на 3D-принтере. Отыскать ее не так просто – прокладки последних лет выпуска, 80-90-х, практически рассыпаются в руках, а вот более ранешние и до настоящего времени сохраняют целостность и упругость.

Именитый «вэ-образник» воздушного остывания, с однокамерным карбюратором К-133 и масляно-инерционным воздушным фильтром - нескончаемая боль практически каждого  зазовладельца… Как хозяева «Запоров» завидовали обладателям ЛуАЗов, которым моторный отдел позволял без особенного труда поменять родное вечно перегретое «сердце» на куда более размеренный, равновесный и тяговитый мотор от «жигулей»!

Багажник – сама суровость, сейчас тяжело представить, что ваши сумки и иная поклажа будут умиротворенно соседствовать с управляющим редуктором, аккумом, бачком омывателя стекла, и бензиновой «вебастой»!

- Почему у «запорожца» багажник впереди?

- Так как на таких скоростях за вещичками необходимо присматривать…

(Старенькый русский смешной рассказ)

Кстати, хотя у нашего экземпляра аккумулятор установлен впереди, это совсем не теорема – заводчане пару раз за время выпуска модели меняли положение батареи с переда на зад и назад. Такие «рационализации», предлагаемые инженерами и механиками, приветствовались и размеренно оплачивались. А вот наличие смысла в модификациях неотклонимым аспектом не было…

Тест-драйв

 Усаживаюсь за руль и поднимаю в памяти чувства от инвалидного ЗАЗ-968 деда моего однокурсника, на котором мы славно зажигали в молодости (не с дедом – с однокурсником!)... Сидения, узенькие и с практически вертикальными нерегулируемыми спинками, стоят фактически впритирку друг к другу – даже маленькую сумку с документами на тоннель пола толком не примостить! Слева руку придавливает дверь, справа – пассажир. Странности в чувствах добавляет тончайший руль («баранка» скручена из пластмассового прута шириной сантиметра полтора), также стоящий вертикально крохотный штырек ручки КПП, который увенчан маленьким набалдашником, напоминающим колпачок от маркера. Все не такое, как на современных авто, и находится не в том месте, где ждет мышечная память – как будто автомобиль был сотворен для созданий, значительно отличающихся от людей по комплекции и физиологии…

Слава богу, что хоть спицы переключателей указателей поворота классические, от ВАЗ-«шестерки» – в инвалидном варианте 968-го за повороты отвечал крохотный и непонятный переключатель на фронтальной панели!

Наш тест-драйв и фотосессия – это 2-ой по счету выход пикапа из гаража «в люди» после реставрации. Асфальта реинкарнированный автомобиль еще толком не лицезрел. За такое доверие мы простили ему плохо отрегулированное сцепление и заедающую, нажимаемую рывками педаль акселератора, нагой тросик от которой преодолевает кошмарное трение в извивах металлической трубки, ведущей от правой ноги водителя к мотору в багажнике. При всем этом, хотя в такое тяжело поверить, на пути от метро Институт до Академической я ухитрился никогда не заглохнуть – спасибо отлично отрегулированному карбюратору!

Фактически, в динамике ЗАЗ-968МП не отличается от обыденного ЗАЗ-968М с 40-сильным мотором. Если не страшиться давить на газ (а большая часть водителей «запорожцев» обычно выделялись на дороге очень вялым педалированием), машина по разгону не очень проигрывает традиционным «жигулям» и показывает хорошую живость даже в современном уличном потоке. Бодрости (обманчивой) добавляет гулкий в силу примитивности глушителя выброс.

Даже маленькие выпуклости на полностью солидной дороге ощущаются дискомфортно из-за трясучей фронтальной торсионной (со железными прутами, работающими на упругое скручивание) подвески. От упора до упора туговатый руль делает 3,5 оборота – маневры в ограниченном пространстве неуютны, а контроль машины на скорости – понятие для нашего пикапа очень условное.

Сейчас ты лицезрел всё - тест-драйв редкого пикапа ЗАЗ-968МП
А вот тормоза, как ни удивительно, приреканий не вызвали – я ждал еще худшего от отсутствия вакуумного усилителя вместе с барабанами по кругу, но реакция на педаль и замедление оказались очень комфортабельными и прогнозируемыми.

Очень приятно, что даже в пробке не отдал о для себя знать фирменный запорожский перегрев, характерный, наверняка, девять из 10 экземпляров. Дело в том, что предпосылкой томного режима работы мотора-воздушника являлись почти всегда два фактора – толстенная масляно-грязевая «шуба» на движке и вольности в воззвании со штатными воздухонаправляющими деталями. Щитки, распределяющие под капотом по движку потоки воздуха от вентилятора с ременным приводом, водители обожали всячески видоизменять и даже выкидывать («чтоб не мешали остыванию!»). В нашем же пикапе мотор идеально чист, а все детали системы остывания сохранены и кропотливо закреплены на собственных местах.

Не без усилий выбравшись с водительского места, я снова оглядываю со стороны этот смешный автомобильчик, и пробую понять – а как в принципе был полезен и оправдан выпуск пикапа на базе ЗАЗ-968М ? Ах так бы я в него грузил, скажем, мешки с картошкой либо, например, кирпичи? Черт, да никак! Сзади к грузовому отсеку не подобраться в принципе – там у пикапа, как и у хоть какого «зАпора», капот с движком. С боков же забрасывать в машину можно разве что мешки с сеном - погрузочная высота очень большая, заполнять кузовок кое-чем томным было бы очень тяжело, а разгружать – и подавно... Как досадно бы это не звучало, необходимо признать, что с практически-утилитарной точки зрения создание таковой модификации было полным бредом, плодом срачного запорожского «гения» смутной эпохи…  

Вобщем, сейчас утилитарность позабыта, главное – это экстаз и фан, который крошечный ярко-красный автомобильчик дарует на дороге обладателю и всем окружающим! Машине охотно уступают место даже в тесноватой пробке, каждый норовит просигналить и показать большой палец. Ради этого стоит им владеть!

 

Для комментирования для вас нужно авторизоваться

как обладатель ланоса с 1,4 сразу забил в поиск "

Радиатор остывания Ланос 1.4 Коробка автомат с кондюком "и что вы думаете? артикул для заказа  - есть в наличии, никаких заморочек. для чего высасывать из пальца задачи, там где их нет?

кстати мой ланос две тыщи семь года и радиатор там стоит еще заводской, и обстоятельств его поменять нет.

Так же помните, что можно купить шины в спб, которые возможно отобрать для ледяной весны, и это быть может надежные всесезонные покрышки. Для зимы советуем купить летнюю резину. Вероятно Разве что, вы хотите эксплуатировать колеса на кроссоверах, то купить без проблем покрышки направления "Спортивно Улитарного автомобиля" в магазине колес с лучшими ценами "Колеса 812". Так же помните, что можно купить шины в спб, которую есть возможность купить для лютых морозов, и это по возможности надежные зимние шины. Для осени рекомендуем купить летние колеса. Вероятно Раз вы пожелаете использовать колеса на джипах, то купить без проблем резину категории SUV в магазине колес с лучшими ценами "Мосавтошина".