Алексей Кулешов, Росстандарт: «Наказывать автолюбителя заместо производителя – некорректно!»
27 Декабря 2018 40 5 тыщ 600 восемьдесят девять
С заместителем управляющего Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии беседуем об ужесточении муниципального надзора и расширении его инвентаря, реальной продолжительности отзывных кампаний и способностях рядовых людей по инициированию отзывов автомобилей.
Сергей Арбузов: В этом году в рамках госнадзора вы начали проводить краш-тесты автомобилей по правилам ООН 94-01.
Алексей Кулешов: Ранее у нас были дорыночные проверки в виде оценки соответствия продукции, сопровождаемой выдачей Одобрения типа тс (ОТТС). До две тыщи семнадцать года весь муниципальный надзор сводился только к этому.
С.А.: А почему ранее не проводили проверку с разрушающим контролем либо другие тесты, по другим упрощённым методикам?
А.К.: Могу ответить за последние четыре года, когда мы в составе обновлённой команды Росстандарта приступили к работе. Проанализировав ситуацию, мы сообразили, что без реальных надзорных действий на рынке сделать ничего нереально. Начали с топливного рынка, проверили около три 500 АЗС – это приблизительно 15% от всего рынка, и по результатам инициировали список мероприятий по улучшению надзорной работы. Что касается автомобилей, то в две тыщи семнадцать году мы тоже проводили проверки с испытаниями, но без разрушающего контроля. А в этом году приступили к краш-тестам. Они дороже, но приводят к другим результатам. Наша цель – это минимизация оборота небезопасной продукции. Не считая того, мы посылаем рынку сигнал: надзор на рынке есть, и правительство будет обязательно смотреть за качеством.
С.А.: Ну я-то лично вообщем за то, чтоб Росстандарт лупил по три-пять машин за месяц, а не три в год, как в две тыщи восемнадцать году. Мне как потребителю, как налогоплательщику необходимы краш-тесты, а не олимпиады и чемпионаты мира по футболу
А.К.: Олимпиады и чемпионаты мира по футболу тоже необходимы – в бюджет поступают средства от тех же туристов. Что касается проверок автомобилей на безопасность – граждане сами обращаются к нам с просьбой инициировать проверки и отзывные кампании.
С.А.: Вы желаете сказать, что у нас хоть какой автолюбитель может инициировать отзывную кампанию по примеру того, как это происходит в США?
А.К.: Производитель может отозвать машину сам – добровольно, но может это сделать и правительство по итогам надзора. Мы включили в программку стандартизации автопрома до две тыщи 20 5 года разработку эталона по отзывным кампаниям в авто индустрии. Инициировать отзыв может и хоть какой человек. Граждане обращаются – мы проверяем. На веб-сайте Росстандарта можно бросить заявку в электрическом виде.
С.А.: Сколько заявок по одной неисправности на раздельно взятой машине должно к для вас поступить, чтоб Росстандарт начал проверку?
А.К.: Даже по единичному сигналу мы должны провести как минимум документарную проверку.
С.А.: А если компания отвечает, что не знает о таковой дилемме?
А.К.: В таких случаях авто компания очень нередко бывает готова убрать поломку за собственный счёт.
С.А.: Я представляю, сколько после нашего интервью на веб-сайт Росстандарта посыплется писем от автолюбителей!
А.К.: Кстати, мы отслеживаем и те отзывные кампании, которые та либо другая компания проводит по всему миру, а потом запрашиваем консульство в Рф, подлежит ли техника отзыву, если, скажем, произошёл отзыв в США. Кстати, пару раз нам в этом помогали сми, сообщая об отзывах на забугорных рынках. И мы можем инициировать отзывную кампанию в судебном порядке согласно статье 40 закона о техническом регулировании.
С.А.: На каком основании?
А.К.: На основании тех материалов, которые есть у нас на руках.
С.А.: Даже если на руках – только публикации в прессе?
А.К.: Да, на теоретическом уровне это может быть: список доказательных материалов нашим законодательством не регламентирован. Правда, пока таковой практики у нас нет – всё решаем в досудебном порядке.
С.А.: Многие автолюбители сетуют, что дилеры им отказывают в проведении ремонта по отзывной кампании типо из-за того, что срок её деяния прошёл.
С.А.: Это грубое нарушение закона! По закону о Техническом регулировании все отзывные кампании – пожизненные и бесплатные. Период выполнения отзывной кампании – два года, но окончание этого срока совсем не значит, что завершилась и сама кампания. Это означает, что до истечения этого срока производитель должен отчитаться по ней перед Росстандартом и считать программку мероприятий завершённой либо продлить программку. Но обязательства по устранению недочётов сохраняются в полном объёме и после чего. Потому если гражданин явится через три либо 5 лет, ему должны починить все неисправности.
С.А.: Ну я лично знаю несколько случаев с моими друзьями и знакомыми, которым отказывают в проведении ремонта по отзывной кампании под тем предлогом, что она «истекла», потом их пинают с «горячей линии» консульства к дилеру, дилер посылает вспять в консульство, и так до бесконечности.
А.К.: В таких случаях автолюбители могут передать нам всю информацию через вас либо прислать её нам на электрическую почту, и мы будем с этими автоконцернами работать. Я уверен, что головные компании желают, чтоб все неисправности были устранены, и чтоб автолюбитель был доволен. Кстати, сейчас средняя явка на отзывные кампании составляет около 70%.
С.А.: Вы имеете в виду, что это не достаточно? Почти во всем это происходит оттого, что автолюбитель не получает извещение об отзывной кампании, а производитель убеждает, что извещение высылал. Есть ли механизм, который позволяет найти, было ли послано извещение автолюбителю либо нет, это ведь самое «узкое место» во всём этом процессе с отзывами?
А.К.: Вы правы, и таковой механизм, причём со стопроцентной гарантией получения извещения, будет. Пока у нас ограниченный набор инструментов: мы сами оповещаем об отзыве через официальный веб-сайт Росстандарта и СМИ, дилеры со собственной стороны информируют автолюбителей. Из-за закона о защите индивидуальных данных Росстандарт не обладает информацией по каждому автолюбителю: выслано ему SMS-сообщение либо нет. В этом смысле пока отслеживание отзывных кампаний – дело сначала самого автолюбителя.

С.А.: А что с электрическими ПТС - их можно использовать в отзывной системе?
А.К.: Это будет может быть через 5-10 лет. С один июля запущена система электрических ПТС. Летом мы заключили соглашение с «Электронным паспортом», и сейчас вся информация по отзывам определенного автомобиля будет заноситься в информационную часть электрического ПТС. Соответственно, после того, как автолюбитель пройдёт все мероприятия, предусмотренные отзывной кампанией, в ПТС будет изготовлена отметка об этом.
С.А.: А не было идеи привязать прохождение отзывных мероприятий к следующему ТО? Допустим, если не прошёл автолюбитель вкупе с ТО ремонт по отзыву - означает, и страховку не получил.
А.К.: Мы прорабатывали этот вопрос, в том числе со страховщиками. Но в этой ситуации мы рискуем переложить обязанности производителя на плечи автолюбителя. Наказывать автолюбителя заместо производителя – некорректно!
С.А.: Я вернусь к испытаниям в рамках госнадзора. Почему я считаю, что лучше пустить средства не на олимпиады, а на краш-тесты? Так как из-за высочайшей цены краш-тестов их количество ограничено: скажем, в этом году было запланировано только четыре мероприятия. Краш-тестов не много, а моделей на рынке много. Тут может появиться коррупционная составляющая, что, на мой взор, и показал набор моделей в две тыщи восемнадцать году, запланированный к испытаниям. Только Хэндэ Solaris не вызывает вопросов – массовая модель, входящая в число более фаворитных, её нужно лупить. И разумно было бы рядом с ней узреть Lada Vesta, Фольксваген Polo, Рено Logan, чтоб в критериях ограниченности средств получить больший охват. А мы что узрели? Узрели нескольких непонятных «китайцев». Lifan Murman – самая слабенькая модель бренда, продаётся по 10-15 штук за месяц. Черри Tiggo три в рамках собственного бренда самая пользующаяся популярностью, но по сопоставлению с Solaris реализации крошечные. Но это всё – цветы: возмутительной смотрится история с Haima, которая вообщем не представлена на рынке, но на основании действующего ОТТС была запланирована к краш-тестам!
А.К.: Haima – это наша техно ошибка, ничего не могу сделать возражение, будем внимательнее выбирать объект испытаний.

С.А.: Будет ли прописан ясный механизм по выбору моделей для краш-тестов в рамках госнадзора? Например, запланировано четыре модели, каждую из которых можно будет взять из сектора, определённого перекрёстной композицией характеристик. Например, по типу – кроссовер, по сборке – забугорный, по классу – малогабаритный, по объёму продаж – менее 5 тыщ в год. И т.д..
А.К.: На 1-ый взор сегментация для следующего выбора моделей на проверочные краш-тесты смотрится обоснованной, но я для вас слету приведу контраргумент. Как мы из 1-го сектора, заблаговременно определённого, выберем модель, это здесь же станет понятно всему рынку, и другие расслабятся. Но в чём бы я с вами согласился – это переход на риск-ориентированную модель. Идет речь о выявлении некоторых закономерностей: к примеру, компания, производящая наименее 10 тыщ машин в год на некоем заводе, более склонна к нарушениям.
С.А.: Как вы будете выявлять аспекты риска, какую статистику для этого будете использовать – только статистику отзывов?
А.К.: Нет, это будут сначала результаты нашей предшествующей работы и результаты краш-тестов грядущего государственного русского рейтинга RuNCAP. Но пока я могу на тему критериев только размышлять. Нам необходимо выявить аспекты не только лишь для авто индустрии, да и для других отраслей.
С.А.: Давайте вернёмся к госнадзору. За какое время до начала отчётного периода вы определяете перечень моделей для проверки?
А.К.: До один сентября предыдущего года.
С.А.: Означает, в этом году уже определён перечень?
А.К.: В этом году мы решили сдвинуть акценты на проверку маршрутных автобусов, количество аварий и жертв с ролью которых просто зашкаливает. Мы обратились по этому поводу к правительству и получили поручение заместителя председателя правительства Дмитрия Николаевича Козака о проведении всеохватывающей проверки. Такие проверки мы проводили в две тыщи пятнадцать году по горючему, а сейчас на рынке автобусной техники.
С.А.: Производители легковых машин могут спать расслабленно?
А.К.: Не запамятовывайте о способности проведения внеплановых проверок.
С.А.: Перечень компаний, которые занимаются модернизацией базисных моделей под автобусы и маршрутки, сформирован?
А.К.: Мы проверим в этом году 5-10 моделей автобусов при помощи краш-тестов и ещё несколько без разрушающего контроля: «ГЛОНАСС», тормоза, светотехника – мы на данный момент формируем перечень. Будем проводить и самые обыденные измерения, это тоже помогает выявить нарушения. Например, удлиняется рама, чтоб поставить больше сидений в салоне, и заместо восемь метров, зафиксированных в ОТТС, мы намерили 10.

С.А.: Отлично. Я ещё желал попросить вас объяснить позицию ведомства по истории с Черри. По результатам краш-теста в рамках госнадзора вы временно остановили реализацию модели Tiggo три с пометкой «вне зависимости от места производства». Претензия была по работе системы «ГЛОНАСС». Черри, воспользовавшись действующим ОТТС на машину без «ГЛОНАССа», заказала партию машин в Китае. Мне кажется, налицо юридическая коллизия, когда обе стороны правы?
А.К.: В КоАП есть статья, которая регламентирует наказание за невыполнение требований о приостановке реализации. Я официально заявляю, что если б Черри успела воплотить хотя бы один из заказанных в Китае автомобилей до отмены решения по реализации продукции, компания получила бы штраф. В то же время отмечу, что Черри выполнила все наши предписания в установленные сроки, и Росстандарт снял требование о приостановлении реализации ещё до того как 1-ые машины пришли к нам из Китая. Они просто на физическом уровне не смогли начать их реализацию.
Главное, не забывайте, что можно купить резину в спб, которые не возбраняется облюбовать для прохладного времени года, и это может быть будут надежные зимние колеса. Для зимы рекомендуем купить новые колеса. Возможно Раз вы хотите эксплуатировать шины на кроссоверах, то купить возможно колеса артикула SUV в магазине шин с дешевыми ценами "Хорошие колеса". Так же помните, что можно купить шины в спб, которые позволено заказать для зимы, и это по возможности отличные зимние покрышки. Для зимы предлагается купить новую резину. Вероятно если вы возжелаете использовать шины, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить без проблем резину направления Sport Utility Vehicle в магазине шин с лучшими ценами "Вирбак".