Развал-схождение: что это, как выставить верно, и что будет, если его не делать
17 Июля 2019 восемнадцать тыщ восемьсот 30 три
Наверное вы сталкивались с тем, что автомобиль при отпущенном руле едет в сторону либо кто-то из знакомых сетовал, что "пора бы мне уже съездить проверить разрушение", хотя при это был категорически не прав. То, что в народе обычно именуют “развал-схождение” - это застыл и выставление углов установки колёс.
Причём кроме фактически угла развала и угла схождений есть ещё и 3-ий угол, никак более принципиальный.Что такое углы установки колес?
Каждый автоконцерн для улучшения стойкости и маневренности предугадывает для определенной модели автомобиля определённое положение фронтальных (и задних) колёс относительно друг дружку и плоскости дороги. Характеристики развала, схождения и кастера принято именовать углами установки колес.
Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обыкновенном случае - к дороге). При отрицательном развале колёса зрительно становятся как будто "домиком", при положительном угле развала высшая часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.
При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»
При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»
Схождение - это сумма углов меж плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит незначительно неясно, но на самом деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля как будто "сходясь навстречу" друг дружке, при отрицательном - кое-где сзади (расхождение).
Положительное схождение (слева) – это конкретно схождение колёс навстречу друг дружке впереди автомобиля
Положительное схождение (слева) – это конкретно схождение колёс навстречу друг дружке впереди автомобиля
Кастер (время от времени молвят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена вспять относительно направления движения, а при отрицательном - напротив, "глядит вперёд".
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд
Почему на различных машинах углы бывают различными?
Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль более стабилен до того времени, пока едет по прямой. И только в этом случае, если подвеска довольно жесткая: не просто так на старенькых автомобилях колёса имели положительный разрушение, другими словами «домиком наоборот», что в некой степени компенсировало мягкость амортизаторов и непостоянность углов под нагрузкой.
На автомобилях с мягенькой подвеской углы установки колёс в поворотах откровенно «уходят»
Но с течением времени от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило сделать лучше устойчивость автомобиля в поворотах, так как колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта.
Разрушение «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при высокоскоростном прохождении поворотов
Stance, baby: ярко выраженный отрицательный разрушение колёс является неотъемлемым атрибутом неких авто подкультур
Потому околонулевые опции в теории благоприятно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин.
Вот поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обыденные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.Но зависимо от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих частей, ширины колеи, вылета колёс и многих других причин углы установки колёс на различных машинах приметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в границах одной модели зависимо от типа подвески (рядовая либо спортивная) и размерности шин.
Как регулируются углы установки колес?
На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала фронтальных колёс заданы конструктивно, ну и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, потому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.
Но так было не всегда - на той же , с которой выросли все другие авто , регулировались не только лишь схождение с развалом, да и кастер. Любопытно, что допуски при всем этом были достаточно большенными, а ремонтники при регулировке далековато не всегда меняли все углы, предпочитая в почти всех случаях не трогать кастер - мол, возни много и толку особо никакого.
Заводские характеристики углов Самары смотрятся так: разрушение фронтальных колёс = 0°±30', схождение = 0°15' ± 10' и кастер = 0°20±30'0. Как видно, допуски вправду достаточно огромные - разрушение по заводским нормативам может "гулять" в границах 1-го градуса, а кастер из пятидесяти "плюсовых" минут имеет легитимное право "уходить в минус".
Передняя подвеска ВАЗ-2108 – традиционный Мак-Ферсон без подрамникабез подрамника
Допуски производителя на Самаре достаточно огромные, потому «среднестатистический» итог посещения щита смотрится приблизительно так. Как видно, все характеристики укладываются в «зелёный» спектр
Некие автомобилисты говорят, что отличия в минутки (!) они методы увидеть безо всякого щита – просто пристально взглянув на авто спереди…
На что оказывает влияние кастер?
С кастером ситуация обстоит более любопытно. Чуток выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – другими словами, колесо со ступицей никуда не сдвигается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в высшей части как будто наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит вспять. При положительном – напротив.
На переднеприводных ВАЗах, к примеру, параметр кастера меняется при помощи регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы фронтальной подвески – крепления продольных рычагов (растяжек).
Кастер на Самаре задаётся при помощи нескольких шайб
Продольные растяжки подвески ВАЗ-2108 впереди крепятся к кронштейнам, сзади – к поперечным рычагам. Вот поэтому они оказывают влияние на кастер
Убрав шайбы, стойку можно «завалить» вспять в границах градуса, а колесо – напротив, сдвинуть относительно центра арки в сторону фронтального бампера. В действительности, правда, наблюдается обычно оборотная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону фронтальной двери из-за ударов и вялости металла, при этом возвратить его на место выходит далековато не всегда, даже если убрать все шайбы.
Так смотрится нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу
Это уже не кастер, а приговор фронтальной подвеске и даже кузову.
Возвратить колесо на место «малой кровью» не выйдетЧем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только лишь) автомобиль стабильнее ведёт себя на больших скоростях. Положительный кастер содействует наименьшему «вилянию» машины, которая становится не таковой чувствительной к колеям и неровностям.
Кастер важен не только лишь своим прямым воздействием на скоростные свойства автомобиля, да и тем, что он оказывает влияние на углы схождения и развала, которые изменяются зависимо от наклона стойки. Потому начинать регулировку углов фронтальных колёс необходимо конкретно с кастера. Потом следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь нужно настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих характеристик меж собой.
При изменении кастера необходимо раскручивать продольные растяжки подвески. Это просит времени и сил – в особенности, если автомобиль старенькый
Какие избрать углы?
Обычно выбор углов установки колес из допустимого спектра является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда отлично, так как многие из их, годами занимаясь собственной работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые часто противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых свойств автомобиля и досрочному износу шин. Потому к итоговым цифрам распечатки необходимо относиться с огромным вниманием, а в отдельных случаях – не смущяться давать советы.
Какой ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – очень допустимый положительный, другими словами 0°50' для переднеприводной Самары, ну и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» - в границах допусков, и если этот параметр настраивается, естественно. Это обеспечит автомобилю наилучшую курсовую устойчивость на больших скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и маленькое отклонение от промышленных допусков – к примеру, повышение кастера до 1-го градуса (60-65').
Свои углы» могут смотреться приблизительно так
Умопомрачительно, но современный щит «знает» даже о том, что Самара выпускалась в 2-ух поколениях!
Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пробовать резче возвратиться в прежнее положение.
Но к таковой новейшей особенности машины можно привыкнуть практически за пару минут.Что касается развала, то другие «городские гонщики» часто «разваливают в минус» фронтальные колёса до 1-го градуса и поболее. Но при всем этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может практически «рваться из рук» (в особенности – на огромных и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» - ранний износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!
Разрушение фронтальных колёс на Самаре регулируется при помощи эксцентрикового болта (позиция три на рисунке) на корпусах фронтальных амортизаторов
Идеальнее всего, если разрушение фронтальных колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» - другими словами, в границах -0°5-10' на сторону. Правда, выставлять этот параметр с таковой ювелирной точностью на советско-российской машине не так просто, ну и далековато не все мастера согласны растрачивать своё рабочее время на подобные забавы.
Настройка всех углов установки фронтальных колёс на Вуале занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Рено Logan
Регулировка схождения на Самаре – процесс достаточно хлопотный (в особенности со стороны водителя), потому некие развальщики даже без помощи других (!) изготавливают схожий специнструмент
При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также идеальнее всего очень не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при маленький загрузке автомобиля (шофер и пассажир) оно начинает изменяться приблизительно на 5-7 минут, причём в какую конкретно сторону (в «плюс» либо в «минус») находится в зависимости от положения «усов» управляющий рейки на определенном автомобиле.
Направьте внимание, как меняются углы схождения и развала при частичной загрузке! (1-ое фото – на пустом автомобиле, 2-ое – с водителем весом шестьдесят 5 кг)
Перед регулировкой схождения руль необходимо выставить строго горизонтально и зафиксировать, зачем на 100 употребляются особые приспособления
Что будет, если их не делать?
Почти всегда проверку углов установки колес советуют делать не пореже 1-го раза в 30 000 км и сразу после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму либо стал участником даже маленького ДТП. Ведь и 1-ое, и 2-ое может привести к смещению частей подвески, что нарушит характеристики схождения, кастера либо развала.
А что будет, если их не делать вообщем? Ничего неплохого, очевидно. Как минимум, автомобиль будет ужаснее вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение хоть какого из характеристик оказывает влияние и на устойчивость машины, и на её маневренность. Во-2-х, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, потому водителю придется задерживать руль с большей силой для того, чтоб сохранить прямолинейное движение.
При так сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красноватым), машина едет «как-то странно», повсевременно рыская по дороге, а руль просто не ворачивается назад! Если всё бросить как есть, то протектора хватит практически на пару тыщ км.
Бывает, что машину не просто тянет на лево либо на право, а она при движении всегда «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной линии движения. Не считая того, что ехать на таком автомобиле будет не очень приятно, очень стремительно обладатель увидит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и очень заблаговременно.
Износ внутренних дорожек - итог огромного отрицательного развала
Известны случаи, когда из-за неверного «схода-развала» проектор практически новейшей шины практически «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тыщ км!
Когда регулировка углов установки колес не помогает?
Далековато не всегда даже квалифицированный спец на верно отъюстированном щите (а это очень принципиально!) сумеет выставить углы установки колес в данных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в каких появились приметные люфты. Ловить минутки там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие достаточно глупое.
Потому опытнейший «развальщик» обычно начинает с первичной (другими словами «грубой») диагностики ходовой части, пристально осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на обоюдное перемещение. В почти всех случаях до того как заезжать на щит «схода-развала», нужно посетить пост общеремонтных работ для подмены изношенных деталей подвески. И только «перетряхнув ходовку» можно пробовать достигнуть требуемых углов установки колес.Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, разрушение либо кастер все равно не выходит. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной трагедии либо вследствие коррозии силовых частей. И если в первом случае еще хотя бы на теоретическом уровне может посодействовать стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью делему не решить, а большой – не имеет смысла.
Время от времени даже после того, как углы выставлены верно, автомобиль всё равно уводит в сторону.
Главное, помните о шинах, которые возможно заказать для холодной поры, и это должно быть великолепные всесезонные покрышки. Для зимы рекомендуется купить новые колеса. В прочем при условии,что вы хотите эксплуатировать шины, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить возможно колеса категории Sport Utility Vehicle в магазине шин с дешевыми ценами "Хорошие колеса". Так же не забывайте, что можно купить резину в спб, которые не возбраняется облюбовать для лютых морозов, и это может быть будут качественные летние покрышки. Для осени предлагается купить новые покрышки. В прочем ежели вы пожелаете использовать колеса, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить возможно колеса направления класса "внедорожников" в магазине шин с дешевыми ценами "Шинсервис".