Позабытые газотурбинные опыты: томные грузовики, скоростные автобусы и машины-рекордсмены
Позабытые газотурбинные опыты: томные грузовики, скоростные автобусы и машины-рекордсмены
11 Августа 2019 восемьдесят 6 тыщ 100 восемьдесят девять
Мы продолжаем рассказ об уникальных русских и забугорных автомобилях с газотурбинными движками, которым в послевоенные годы удалось потеснить поршневые моторы на высокоскоростных автомобилях-рекордсменах, экспериментальных грузовых машинах и опытнейших быстроходных автобусах.
В маленький 25-летний исторический период на свет появилось только два 10-ка умопомрачительных машин нестандартной наружности, которые в конце 1970-х навечно сошли со сцены.В отличие от одновальных агрегатов для на их монтировали массивные и экономные двухвальные газотурбинные движки (ГТД). На их первичном валу были установлены компрессор и приводная турбина, на вторичном помещалась тяговая турбина с отбором мощности на шестеренчатый редуктор для привода колёс. Ее крутили переработанные газы из камеры сгорания, которые сразу подогревали воздух в компрессоре.
Газотурбинные рекордсмены
Пионером высокоскоростной газотурбинной автотехники стал столичный инженер-испытатель Илья Тихомиров. Сначала 1960-х он выстроил 1-ый русский рекордный автомобиль «Пионер-2» с 2-мя малогабаритными ГТД мощностью по шестьдесят восемь сил, на котором в одна тыща девятьсот шестьдесят три году установил абсолютный рекорд скорости СССР — 311,419 км/ч. В следующие годы усовершенствованный вариант «Пионер-2М» на дистанции один километр с места показал 100 40 км/ч.
Модернизированная рекордная газотурбинная машина «Пионер-2М» одна тыща девятьсот шестьдесят семь года в Рижском автомузее (фото создателя)
Посреди 60-х в Харьковском автодорожном институте под управлением автогонщика Владимира Никитина была построена 2-ая рекордная машина ХАДИ-7 с дюралевым кузовом и 400-сильным ГТД от вертолета Ми-2, рассчитанная на достижение скорости четыреста км/ч. На самом деле ей удалось только побить несколько «мелких» рекордов, достигнув собственного максимума на финальной прямой — триста шестьдесят км/ч.
Высокоскоростной газотурбинный автомобиль ХАДИ-7, пытавшийся опередить рекордную машину «Пионер-2». Одна тыща девятьсот шестьдесят 6 год
Первым французским рекордсменом с ГТД стал обтекаемый болид Рено l'Étoile Filante («Падающая звезда») с 270-сильным движком Turboméca. Он имел основание из хромомолибденового сплава, маленький стеклопластиковый кузов и независящие подвески колес. В сентябре одна тыща девятьсот 50 6 года машина установила рекорд в своём классе — 308,9 км/ч, но предстоящего развития этот проект не получил.
Подготовка к старту газотурбинного болида Рено l'Étoile Filante. Июнь одна тыща девятьсот 50 6 года
Газотурбинная «Падающая звезда» в победном рекордном заезде 5 сентября одна тыща девятьсот 50 6 года
С возникновением легкового автомобиля Т-4 с английская компания Rover вместе с компанией BRM разработала заднемоторный вариант Rover-BRM с прежним движком, перенесенным вспять, удлиненной рамой и новым дюралевым кузовом купе. В 1963–1965 годах он был единственной газотурбинной спортивно-гоночный машиной на больших европейских автогонках.
Узнаваемый автогонщик Грэхем Хилл в газотурбинной машине Rover-BRM на гонках в Ле Мане. Одна тыща девятьсот шестьдесят три год
Спортивно-гоночный автомобиль Rover-BRM с ГТД для 24-часовых гонок одна тыща девятьсот шестьдесят 5 года в экспозиции National Motor Museum
Газотурбинные грузовые машины: единство техники и лихого дизайна
Основная толика построенных томных автомобилей с ГТД пришлась на 1960-е годы — разгар «газотурбинной эйфории». Тогда были сделаны единичные эталоны магистральных седельных тягачей с колесной формулой 6×4 и высочайшими воздухозаборными и выхлопными трубами, привлекавшие зрителей не своими уникальными способностями, а необыкновенными наружными формами и изобретательными приманками в интерьере.
1-ый в мире седельный тягач Kenworth с газовой турбиной
Скоро после войны один из ведущих американских изготовителей томных грузовиков Kenworth и авиастроительная компания Boeing сделали совместное предприятие по разработке многообещающих газотурбинных автомобилей для эксплуатации на высокоскоростных хайвэях США.
1-ый в мире тяжкий газотурбинный автомобиль Kenworth (справа) и серийный дизельный вариант Kenworth-524. Одна тыща девятьсот 50 год
О воплощении в жизнь этой сначала скрытой задачки стало понятно летом одна тыща девятьсот 50 года, когда на сравнительные тесты вышли два капотных автомобиля со спальными отсеками, буксировавшие двухосные полуприцепы-фургоны.
Первым был серийный тягач Kenworth-524 с 180-сильным дизелем Cummins. 2-ая машина отличалась установкой газовой турбины Boeing 502-8A мощностью 100 70 5 л.с. и 2-мя широкими трубами для подвода свежайшего воздуха и выброса отработанных газов.«Нос к носу» — сравнение размеров силовых агрегатов в моторных отсеках с газовой турбиной (справа) и обыденным дизелем
1-ый в мире малогабаритный ГТД для тяжеленной автотехники в полной комплектации весил 100 четыре килограмма (в девять раз меньше, чем обыденный дизель) и умещался на деньке моторного отдела со снятыми радиатором и капотом с обеими боковинами. Для снижения рабочего режима турбины служил планетарный редуктор, передававший вращающий момент на механическую трансмиссию передач.
Фото 1. Сравнительные тесты тягачей Kenworth с двухосными полуприцепами и различными силовыми агрегатами
Фото 2. Седельный тягач Kenworth с газовой турбиной Boeing и полуприцепом-фургоном на испытаниях в горных критериях
Фото 3. Снятое оперение тягача с маленькой газовой турбиной создавало эффект полного отсутствия мотора под капотом
Тесты, проводившиеся в течение 2-ух лет, обосновали неприспособленность таких автомобилей к практическому применению. Главные претензии сводились к сильному шуму жарких выхлопных газов и безмерно высочайшему расходу горючего — до двести 30 5 л. на 100 км.
Так 1-ая и последняя 12-летняя попытка сотворения и внедрения томных газотурбинных машин провалилась. На куцее время их поменяли эффектные макетные эталоны с ГТД, нередко вообщем неспособные передвигаться без помощи других.
Шевроле Bison: тыща сил, чтоб выбиться в люди
Считается, что главной целью сотворения экзотичного четырехосного 1000-сильного грузового концепта Шевроле Bison являлось продвижение в США работ юного германского дизайнера Луиджи Колани. Его творение состояло из 2-ух поворотных тележек с 4-мя ведущими колесами, в задней части которых стояли два ГТД: основной в триста сил и вспомогательный 700-сильный для разгона и форсирования подъемов. Меж ними планировали подвешивать контейнеры либо кузов-салон с креслами для отдыха. На самом деле красивый «Бизон» оказался недвижным макетом.
Макетный эталон футуристического двухмоторного четырехосного 1000-сильного автомобиля Шевроле Bison. Одна тыща девятьсот шестьдесят четыре год
Передняя двухосная ведущая и поворотная телега грузовика Шевроле Bison с кабиной водителя и газовой турбиной
Форд Gas Turbine Truck: самый длиннющий, большой и красноватый
Самым большим газотурбинным тягачом был бескапотный концепт-трак Форд Gas Turbine Truck красноватого цвета, более узнаваемый под прозвищем Big Red («Большой и красный»). В составе 30-метрового автопоезда полной массой 70 семь тонн он буксировал однотипные двухосный полуприцеп-фургон и четырехосный прицеп конторы Fruehauf.
Красивый газотурбинный тягач Форд Gas Turbine Truck по прозвищу Big Red с одним полуприцепом и одним прицепом.
Одна тыща девятьсот шестьдесят четыре годВ железном моторном отделе под кабиной помещался 600-сильный ГТД Ford-705, работавший с автоматической коробкой Allison. На фронтальных колёсах тягача в первый раз появились телескопические рессоры, вместимость топливного бака составляла одна тыща л..
Большой трёхосный тягач Форд Gas Turbine Truck в сопоставлении с знаменитым гоночным автомобилем Форд Mustang
Особенного «визга» удостоилась сверхнасыщенная уникальными «игрушками» кабина с ровненьким полом, расположенная на двухметровой высоте. Для входа в неё служили лестница с электроприводом и пневматический механизм входной двери. Скромное рабочее место водителя напоминало пульт управления самолетом. В его распоряжении были кондюк, холодильник, микроволновая печь, телек, умывальник и минитуалет.
Просторная кабина седельного тягача с панорамным окном и местом водителя
Железная входная лестница с электроприводом, выдвигавшаяся из-под пола кабины
На демо пробегах автопоезд развивал скорость 100 пятнадцать км/ч и показал средний расход горючего 100 л. на 100 км. До серийного выпуска он не дошел.
Шевроле Turbo Titan III: «Титан», не лишенный элегантности
Через год своё место под «газотурбинным солнцем» заняла компания Шевроле, представившая прозаичный и удобный тягач Turbo Titan III со всеми односкатными колёсами, рассчитанный на работу в составе автопоездов полной массой до 30 5 тонн.
Магистральный 15-метровый автопоезд с тягачом Шевроле Turbo Titan III и двухосным полуприцепом. Одна тыща девятьсот шестьдесят 5 год
На нём применялся серийный ГТД GT-309 мощностью двести восемьдесят л.с. и автоматическая коробка Allison. И тут главной новинкой была уникальная стеклопластиковая кабина с панорамным лобовым окном и соответствующими боковыми воздухопоглотителями (жабрами) с выдвигавшимися фонарями.
Тягач Turbo Titan III с низкопрофильной кабиной и боковыми «жабрами» с фонарями и указателями поворотов
В первый раз в кабине появились стереофоническое радио и прототип мобильного телефона, а обыденное управляющее колесо заменила панель с 2-мя поворотными ручками (штурвалами).
Нестандартный блок управления автомобилем с 2-мя дублировавшими друг дружку поворотными штурвалами
В течение 3-х лет автопоезд участвовал в демо заездах, достигая скорости 100 тринадцать км/ч. Непростой и дорогой автомобиль в создание тоже не поступил.
В одна тыща девятьсот шестьдесят семь году этот очень симпатичный автопоезд с изотермическим полуприцепом был выслан на слом
Последующей новинкой из-за океана стал серийный бескапотный тягач Форд WT-1000D. В задней части его укороченной кабины помещался малогабаритный ГТД Форд A-707 мощностью триста 70 5 сил, работавший с пятиступной коробкой. Автопоезд служил для проведения маркетинговых кампаний по расширению работ по газотурбинной технике.
На улицах Лондона маркетинговый тягач Форд WT-1000D с ГТД, развивавший скорость девяносто 5 км/ч. Одна тыща девятьсот шестьдесят 6 год
Газовая турбина Форд A-707 помещалась под откидной кабиной
Последней в этом ряду стала английская компания Leyland, собравшая партию многоцелевых шасси и тягачей Leyland Gas Turbine с своим ГТД 2S/350, развивавшим мощность 350–400 л.с.
и весившим 500 кг.Грузовое шасси Leyland Gas Turbine с английской газовой турбиной 2S/350 мощностью четыреста сил. Одна тыща девятьсот шестьдесят восемь год
За кабиной автомобиля Leyland виден ГТД с блестящими воздухозаборной и выхлопной трубами
Русские скрытые газотурбинные КрАЗы: несбывшиеся надежды
Об этих редчайших грузовиках мы уже , а тут остается только напомнить о их. В 1970-е годы на Кременчугском автозаводе выстроили два опытнейших варианта Э260Е и 2Э260Е с ГТД мощностью триста 50 и триста шестьдесят сил соответственно. Большой расход горючего и ненадежность главных узлов привели к закрытию этого проекта.
Опытнейший газотурбинный грузовик КрАЗ-Э260Е с удлиненным прямоугольным капотом. Одна тыща девятьсот 70 четыре год (из архива С.Канунникова)
Газотурбинные автобусы: пассажирам вход запрещен
Эту редкую категорию автомобилей с ГТД составили максимум шесть–семь опытнейших автобусов различных государств — от футуристического «Золотого дельфина» до подвижных лабораторий для исследования способностей их внедрения. При этом ни какой-то из них никогда не делал собственной главной обязанности — просто возить пассажиров.
Viberti Golden Dolphin: апофеоз итальянского стиля
Если б золотистый автобус Golden Dolphin компании Viberti не получил 400-сильного ГТД FIAT, он всё равно попал бы в ранг умопомрачительных пассажирских машин, достигавших скорости двести км/ч. На нём был установлен 18-местный несущий дюралевый кузов с вполне остекленной крышей и задним «плавником», поворотными сиденьями, кондюком, баром и туалетом. Вобщем, о реальном применении «Золотого дельфина» сведений нет.
Высокоскоростной футуристический автобус Viberti Golden Dolphin с ГТД, размещенным меж задних колес. Одна тыща девятьсот 50 5 год
Южноамериканские автобусы GM Turboсruiser
С одна тыща девятьсот 50 три года разработка компанией Дженерал моторс (GM) автобусов с ГТД продвигалась очень медлительно и в конце 60-х заглохла. Макеты Turbocruiser, собранные на шасси серийных машин и отличавшиеся большущими воздухозаборными и выхлопными трубами, оборудовали ГТД GT-300, испытательным оснащением и местами для персонала. Турбина весила на семьсот 50 кг меньше, чем обыденный дизель, но расход горючего возрос в три–четыре раза, а сильный шум не позволял использовать их в городках.
Макет многоместного газотурбинного автобуса GM Turboсruiser. Одна тыща девятьсот 50 три год
Пробный городской вариант с забором воздуха и выхлопом на крыше. Одна тыща девятьсот 50 четыре год
Более экономный автобус Turbocruiser II получил 280-сильный движок GT-309 и шестиступную коробку, а вариант Turboсruiser III оборудовали уникальной клиноременной коробкой. Последним автобусом GMС с этим же ГТД стал 12-метровый междугородный концепт-бас RTX с высочайшими боковыми окнами.
Опытнейший газотурбинный автобус GM Turbocruiser II на серийном шасси TDH-5303.
Одна тыща девятьсот шестьдесят четыре годЭкспериментальный высокоскоростной трехосный автобус GM RTX с газовой турбиной GT-309. Одна тыща девятьсот шестьдесят восемь год
Русский многоместный уникум «ТурбоНАМИ-053»
Сначала 1950-х в Научном автомоторном институте (НАМИ) при участии Столичного автозавода начались работы по созданию собственных ГТД и мобильной базы для их испытаний. В итоге в одна тыща девятьсот 50 восемь году на базе междугородного автобуса ЗИЛ-127 с 180-сильным дизелем ЯМЗ-206Д был собран «запредельный» газотурбинный вариант с 2-мя маркировками НАМИ-ЗИЛ и «ТурбоНАМИ-053».
Несостоявшийся «лайнер шоссейных дорог» — опытнейший газотурбинный автобус ТурбоНАМИ-053. Зима одна тыща девятьсот 50 восемь года
В кузове автобуса, преобразованного в дорожную лабораторию, находилось рабочее оснащение, контрольные приборы и 10 мест для испытателей. В заднем отсеке помещался 350-сильный ГТД НАМИ-053, работавший с двухступенчатой коробкой ЗИЛ. В качестве горючего он потреблял бензин, солярку, керосин и весил 500 70 два килограмма — в два раза меньше, чем движок ЗИЛа-127. В задней части крыши раздельно укрепляли воздухозаборник и выхлопное сопло. На испытаниях 13-тонный автобус развивал скорость 100 шестьдесят км/ч.
Подвижная лаборатория НАМИ-ЗИЛ с раздельной установкой воздухопоглотителя и выхлопного сопла. Весна одна тыща девятьсот 50 девять год
Единственный русский газотурбинный автобус ТурбоНАМИ-053 на Ленинградском проспекте в Москве
На модернизированной версии мощность ГТД уменьшили в два раза (до 100 восемьдесят сил), установили фронтальный бампер без клыков и общий отсек для воздухопоглотителя и выпускного сопла.
Усовершенствованный вариант автобуса с новым бампером и единым блоком воздухопоглотителя с соплом. Август одна тыща девятьсот шестьдесят один года
С весны одна тыща девятьсот 50 девять года по ноябрь 1961-го автобус прошел тесты протяженностью пятнадцать тыщ км, но из-за безмерно высочайшего расхода горючего работы по нему были свёрнуты.
Ну что сказать, не забывайте про шины, которые разрешено отобрать для пасмурной погоды, и это возможно будут великолепные летние шины. Для осени советуем купить зимние шины. Возможно при условии,что вы пожелаете использовать покрышки, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить возможно шины категории Sport Utility Vehicle в интеренет магазине резины с лучшими ценами "Шип-Шип Шины". Ну что сказать, не забывайте, что можно купить резину в спб, которые не возбраняется заказать для лютых морозов, и это по возможности крепкие летние шины. Для зимы рекомендуется купить зимнюю резину. В прочем когда вы пожелаете использовать колеса, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить возможно резину категории SUV в интеренет магазине колес с дешевыми ценами "Вирбак".