Очень неудачное творение: германский рестайлинг Москвича-400 и ошибка историка Шугурова
15 Сентября 2019
В 70–80-е годы прошедшего века на последней страничке журнальчика «За рулём» публиковали материалы, посвящённые российским автомобилям прошедших лет – как известным, так и совершенно неведомым. Обычно, эти полосные материалы состояли из 2-ух иллюстраций авто художника Александра Николаевича Захарова и лаконичного комментария, написанного известным историком Львом Михайловичем Шугуровым.
В одна тыща девятьсот восемьдесят году серию публикаций предназначили истории завода МЗМА-АЗЛК, и в числе иных были размещены статьи о некоем Москвиче-403Э-424Э – экспериментальных автомобиле и купе на базе Москвич-400, которые так и не пошли в серию. Исследование материалов из архива завода показало, что автомобиля с индексом Москвич-403Э-424Э никогда не было, хотя модернизированный Москвич-400 вправду испытывали в конце 40-х. Сейчас разбираемся, при чём здесь германские КБ, почему проект не дошёл до сборочного потока и почему ошибся Лев Шугуров.Итак, мы отлично знаем, что в июне одна тыща девятьсот 40 5 года при формировании послевоенной модельной линейки русских автомобилей товарищ Сталин лично отдал приказ сделать самый небольшой автомобиль, будущий Москвич, четкой копией германского Опель Kadett. Знаем, что на показе автомобилей в Кремле ведущий конструктор завода МЗМА Александр Фёдорович Андронов пробовал предупредить отца народов, что германский макет мучается по движку и коробке, но получил жёсткий сталинский ответ «Выпускать как есть».
Москвич-401-423. 2-ой и четвёртый варианты наружности
Один из образцов Москвича-401-423 в экспериментальном цехе МЗМА
Также мы уже узнали, что техно документация на эту машину не была вывезена из Германии, а оперативно сделана силами коллектива опытнейших конструкторов с довоенным стажем путём обмеров образцов автомобиля Kadett, его узлов и деталей. К весне одна тыща девятьсот 40 6 года только силами конструкторов завода был вычерчен полный набор документации на все детали базисного автомобиля. В конце концов нам понятно, что весь одна тыща девятьсот 40 6 год ушёл на подготовку производства, а уже в январе 1947-го МЗМА передал в сбыт 1-ые тринадцать товарных автомобилей Москвич.
Партия товарных автомобилей Москвич-400-420 на заводе МЗМА
Итак, начальному варианту Москвича, на сто процентов соответственному Опель, присвоили составной индекс 400-420. Его 1-ая часть обозначала шасси и движок, 2-ая – кузов. Но ещё в одна тыща девятьсот 40 6 году, завершив работу над копией германской машины, те же конструкторы ОГК взялись исправлять установленные ими недочеты макета: модернизировать движок, разрабатывать новейшую коробку с синхронизатором, располагать другие узлы, к примеру ручной тормоз, как у Победы. Всем новым агрегатам и деталям уже уникальной столичной разработки присвоили последующий номер мотора и шасси – 401. Все эти «переделки» пошли в создание сначала 50-х, а новые Технические условия, где числом четыреста один обозначили весь автомобиль, были изданы исключительно в одна тыща девятьсот 50 четыре году, за два года до снятия с производства всего семейства первых Москвичей.
Серийные Москвичи-400-420
Кузов так и сохранил обычные очертания и дожил до конца под номером 420, но в том же 1946-м уже были задумки по модернизациям. Сохранив самую сложную в производстве среднюю часть, ему собрались сделать современный цельный «аллигаторный» капот, престижные «дутые» крылья и ярко выраженный багажник. Истории этого проекта мы и посвятим нынешний рассказ.
Схема модернизации кузова Москвича. Новые части выделены тёмным
Размерности модернизированного Москвича
Из мемуаров головного конструктора Александра Фёдоровича Андронова следует, что зачинателем всего проекта стал Василий Фёдорович Гарбузов, прошлый газовский производственник, трудившийся в Наркомате среднего машиностроения, потом занимавший должность головного инженера МЗМА, а позже шагнувший в Министерство авто индустрии и скоро ставший заместителем министра. По словам Андронова, Гарбузов воплотил свои фантазии и в одна тыща девятьсот 40 семь году не только лишь принудил кузовной цех переработать переднюю и заднюю часть стандартного автомобиля, да и сам отдал получившейся машине заглавие Сержант. В перечне гаража ОГК одна тыща девятьсот 40 восемь года вправду находится машина с таким заглавием. Один из современных историков сделал поспешный вывод, как будто от автомобиля Сержант не осталось даже фото.
Москвич-401-424. 1-ый вариант наружности. Один мая одна тыща девятьсот 40 восемь года
Но вот отчёт о работе германского КБ, подчинённого СВАГ и делавшего, посреди остального, разработки для МЗМА, – о роли германцев в разработках русской машины мы писали . Там мы лицезреем описание автомобиля Москвич с изменённым кузовом, как раз впереди и сзади, и приметно отличающегося от последующих промышленных разработок. Посреди членов заводской экспедиции, ездившей в Германию на поиски «опелевской» документации и оборудования, а позже контролировавшей создание и работу тех КБ СВАГ, как раз был В.Ф. Гарбузов. В германском отчёте чётко сформулировано, что модернизация кузова изготовлена для улучшения удобства использования и приведения внешнего облика автомобиля Москвич в соответствие с автомобилями Победа и ЗИС-110.
Похоже, тут и кроется разгадка. Загадочный Сержант и незнакомый германский макет, вероятнее всего, «одно лицо». Да, в одна тыща девятьсот шестьдесят семь году, когда были написаны надлежащие мемуары, Андронов не рискнул, а может, просто не имел права писать о разработках германских КБ. Выходит, что Гарбузов поначалу заказал рестайлинг германцам, а потом – кузовщикам МЗМА. Андронов даёт Сержанту нелестную характеристику: «весьма неудачное творение».Москвич-401-424. 2-ой вариант внешности
Итак, в одна тыща девятьсот 40 семь году разработка модернизированного кузова Москвича начинается уже конкретно в КБ кузовов ОГК. Поначалу возникают наброски, позже вокруг салона серийного кузова лепятся из пластилина обновлённые передняя и задняя части. Макет лепил 1-ый заводской художник-конструктор (по-современному – дизайнер) Ефим Исаакович Мастбаум, человек с проф художественным образованием. В то время конкретно такие авто архитекторы определяли своими макетами из пластилина либо гипса внешний вид будущих машин. Вспомните, к примеру, Льва Еремеева и Бориса Лебедева на ГАЗе! В ОГК МЗМА в точности ту же роль играл Мастбаум. 1-ый заводской эталон модернизированного Москвича как раз и стал копией того макета работы Ефима Исааковича.
Серийный Москвич-400-420 и 2-ой макет Москвича-401-424 со вторым вариантом наружности
Разработку конструкторской документации на кузов возглавил Александр Михайлович Жерядин, конструктор, пришедший на МЗМА с ГАЗа и позднее ставший ведущим конструктором кузовов многих серийных Москвичей, сначала универсалов и фургонов. Ему помогал юный спец Станислав Николаевич Лобов, тоже потом узнаваемый конструктор завода. Бамперы делал Юрий Митрофанович Немцов, позже ведущий по управляющим управлениям Москвичей.
К маю одна тыща девятьсот 40 восемь года был готов 1-ый опытнейший эталон – своим ходом он выехал из экспериментального цеха. Кроме кузова, машина получила новые движок, коробку и другие узлы модели 401. Самому кузову присвоили номер 424. В различных отчётах встречаются два наименования этого автомобиля. В одних он бытует как Москвич-400-424, в других – как Москвич-401-424. Никаких букв «Э» нет и в помине! Вобщем, откуда её взял Шугуров и почему она не имеет никакого дела к машинам этой серии, скажем чуток позднее.
Эталоны Москвича-401-423, выставленные на утверждение в министерство. Слева вправо: 2-ой, четвёртый и 3-ий варианты наружности
Москвич-401-423. Четвёртый вариант наружности
1-ый эталон вышел наряженным, с богатой блестящей облицовкой. Трудно сказать, по чьей воле, но скоро Мастбауму пришлось начать работы над вторым другим вариантом, сейчас уже положив в базу облицовки не горизонтальные, а вертикальные брусья. Зимой в конце 1948-го и начале одна тыща девятьсот 40 девять года экспериментальный цех выстроил ещё два схожих модернизированных автомобиля, сейчас уже со вторым вариантом наружности. Одна машина была тёмная, другая светлая. Вообщем цвета всех образцов этой серии – загадка.
В отчётах они не указаны, цветных фото пока не найдено. Один автомобиль со вторым вариантом наружного дизайна проходил полный цикл испытаний, другой остался демонстрационным. Конкретно этот 2-ой вариант изображён Захаровым как пример автомобиля в журнальной публикации одна тыща девятьсот восемьдесят года.В течение одна тыща девятьсот 40 девять года были сконструированы ещё два варианта передка автомобиля, 3-ий и четвёртый. 3-ий по счёту смотрелся самым умеренным – округлое «окно» облицовки, в центре – толстая перекладина, блестящих деталей минимум. Машин с таким «выражением лица» тоже было две, но они отличались меж собой формой багажника. Эталон с четвёртым вариантом облицовки опять обзавёлся колченогом, его передок украсили редчайшими горизонтальными полосами. Приметно, что форма капота у машин третьей и четвёртой серии очень отличается от их предшественников в первых 2-ух вариантах.
Также конкретно в одна тыща девятьсот 40 девять году поменялось обозначение модели кузова. Заместо номера четыреста 20 четыре ему присвоили более «ранний» 423. К финалу одна тыща девятьсот 40 девять года машины со вторым, третьим и четвёртым вариациями облицовки были представлены на другой базе на утверждение в Министерство авто индустрии. Завод предлагал управлению отрасли избрать некий один. Сейчас уже все машины обозначались окончательным заводским индексом Москвич-401-423, который дальше будет фигурировать повсевременно как наименование всех образцов, построенных по этому проекту. Казалось бы, скоро автомобиль встанет на сборочный поток? Увы…
Москвич-401-423. Слева вправо: 3-ий, четвёртый, 2-ой и ещё раз 3-ий варианты наружности
Москвич-401-423. Четыре варианта задка кузова
Заводские отчёты одна тыща девятьсот 50 года говорят, что подготовка производства автомобиля Москвич-401-423 приостановлена, потому что министерством не принято окончательное решение об освоении его выпуска. С чем это может быть связано? В течение одна тыща девятьсот 40 девять года произошли два принципиальных для судьбы МЗМА действия. Во-1-х, со собственного поста был смещён главный конструктор В.И. Борисов. Заместо него исполняющим обязанности головного конструктора назначен Александр Фёдорович Андронов. Он в 1951-м станет всеполноценным основным конструктором, остается на этой должности до одна тыща девятьсот 70 два года. Во-2-х, летом одна тыща девятьсот 40 девять года, через 18 месяцев после запуска сборочного потока МЗМА, прошли Муниципальные тесты автомобилей Москвич. Ими правили именитый русский «автомобильный» учёный, будущий доктор и академик Дмитрий Петрович Гигантов и известный испытатель, автогонщик Андрей Никитич Понизовкин. Колонна из нескольких седанов, универсала и фургона Москвич в сопровождении 2-ух Побед и «технички» ГАЗ-51 прошла несколько тыщ км по дорогам различных типов и бездорожью большой страны.
Посреди автомобилей был незаметный на вид чёрный автомобиль с обычной 420-й наружностью, оснащённый всеми агрегатами новейшей модели 401. В одной из машин в том пробеге лично ехал Андронов.Тесты дозволили сделать конкретный вывод. Имеющийся кузов Москвича по комфорту, защищённости пассажиров от пыли и осадков чертовски проигрывает Победе. Изменение крыльев, капота и багажника ничего не даст, ведь у многообещающего Москвича-401-423 салон остаётся без конфигурации по сопоставлению с серийным кузовом 420. Андронов отлично сообразил, что нужно начать конструировать новейшую модель Москвича, по размерам, естественно, наименьшую, чем Победа, но не уступающую ей по уровню удобств, предоставляемых водителю и пассажирам. Другое дело – узлы и агрегаты модели 401. Они, вне сомнения, улучшат скоростные свойства и надёжность Москвича.
И уже в сентябре одна тыща девятьсот 40 девять года Технический совет Минавтопрома рассматривал проект Москвича последнего поколения. Была составлена техно черта, написана пояснительная записка с списком особенностей, которые следует заложить в будущую машину, и присвоен индекс: шасси – 402, кузову – 425. Заседание девять сентября вёл академик, один из основателей русской авто науки Евгений Алексеевич Чудаков. Благодаря ему, в тот денек МЗМА получил разрешение начать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над вполне новым Москвичом.
Это был крест, поставленный на семействе Москвича-401-423. Андронов смог уверить министерское управление, что не стоит растрачивать средства на новые штампы для конфигурации капота и багажника старенького кузова, а лучше навести их на новейшую машину. А вот агрегаты модели четыреста один можно малой кровью ввести в имеющийся кузов модели 420. Это и было изготовлено. За четыре года Москвич получил новые движок, коробку, ручной тормоз. Под управлением конструктора Сергея Чуразова был разработан усиленный кузов с утопленным в моторный щит аккумом, но снаружи – таковой же, как до этого. Когда к одна тыща девятьсот 50 четыре году всё это оказалось на конвейере, были переизданы технические условия и машина получила наименование Москвич-401-420, по другому говоря, «четырёхсотый» Москвич стал «четыреста первым».
История Москвича-401-423 получила увлекательное послесловие. Во-1-х, В.Ф. Гарбузов – уже в ранге заместителя министра – очевидно остался недоволен, что его идею модернизации Москвича похоронили. Потому в одна тыща девятьсот 50 один году МЗМА был обязан сразу с первым макетным прототипом Москвича-402-425 сделать ещё один автомобиль Москвич-401-423. Но это не главное.
Колонна автомобилей на Муниципальных испытаниях Москвича одна тыща девятьсот 40 девять года
Колонна автомобилей на Муниципальных испытаниях Москвича одна тыща девятьсот 40 девять года
Колонна автомобилей на Муниципальных испытаниях Москвича одна тыща девятьсот 40 девять года
В том же одна тыща девятьсот 40 девять году Гарбузов задумался о развитии автоспорта в Русском Союзе. Он подписал именитый приказ министерства № 500 девять о разработке спортивно-гоночных автомобилей на ЗИСе, ГАЗе и МЗМА. Потому на свет появились футуристический ЗИС-112, спортивные Победы с лёгкими обтекаемыми дюралевыми кузовами.
А на МЗМА решили использовать для тех же целей выработки по семейству Москвича-401-423. Так, согласно заводским отчётам, в 1950–1951 годах сделано два двухместных и два четырёхместных спортивных автомобиля на базе Москвича-401-423, другими словами два купе и два автомобиля. Эти машины отлично демонстрировали себя на гоночных трассах последующие пары лет. Непонятно только, строили их с нуля, как дополнительные кузова модели 423, либо переделывали из имеющихся опытнейших образцов. Фото спортивных Москвичей демонстрируют, что у тех седанов и купе была округлая облицовка с брусом, как у третьего варианта наружности Москвича-401-423.Ну и в окончание задумаемся, с какого «потолка» Л.М. Шугуров взял своё неверное обозначение с буковкой «Э» и числом 403. Он представил, что «Э» – это означает «экспериментальный». По правде, таковой литерой в русском автопроме время от времени обозначали бывалые модели. Это было на ЗИЛе, КРАЗе, Вуале, правда намного позже, в 60–70-х годах. На МЗМА и АЗЛК буковка «Э» в значении «экспериментальный» не применялась никогда! Если она встречалась, то или в значении «экспортный», к примеру Москвич-408Э, или как заглавие специальной серийной модификации, как, к примеру, для шасси аэродромного пускового агрегата АПА-7, носившего индекс Москвич-400Э, другими словами «электроагрегат».
Не считая того, авто семейства Москвич-401-423 ни в каком заводском документе не бытуют как «экспериментальные», а только как «модернизированные» и «перспективные». Что касается индекса 403, то сначала 50-х им обозначили движок с верхними впускными и нижними выпускными клапанами – тут Шугуров прав. Только к семейству модернизированных Москвичей первого выпуска это никакого дела иметь не могло. Мотор четыреста три построен в одна тыща девятьсот 50 один году для макетного эталона Москвича-402-425. Даже если задним числом таковой движок испытывали на одной из спортивных машин с 423-м кузовом, то отразиться на её заглавии это не могло, ведь индекс одна тыща девятьсот 50 один года не мог быть присвоен машине, разработанной в 1948–1949 годах.
В общем, и на солнце есть пятна. Именитый и заслуженный историк и журналист Шугуров, кроме собственных больших наград, оставил нам и несколько приметных ляпов. Ну что ж, как произнес Антон Павлович Чехов, «не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Колонна автомобилей на Муниципальных испытаниях Москвича одна тыща девятьсот 40 девять года
Колонна автомобилей на Муниципальных испытаниях Москвича одна тыща девятьсот 40 девять года
Колонна автомобилей на Муниципальных испытаниях Москвича одна тыща девятьсот 40 девять года
Остаётся добавить, что, так как бывалые разработки 40–50-х годов не пошли в создание, документацию на их отметили штампом «аннулировано». Это позволило позже присвоить индексы 403, четыреста 20 три и четыреста 20 четыре совершенно другим, сейчас уже серийным моделям марки Москвич.
Безусловно, помните, что можно купить шины в спб, которую разрешено облюбовать для зимы, и это может быть будут новые зимние колеса. Для зимы рекомендуем купить новые шины. Так же Разве что, вы хотите эксплуатировать покрышки, которые надо купить в интернет магазине спб шины, то купить легко шины направления "Спортивно Улитарного автомобиля" в интеренет магазине шин с лучшими ценами "север авто". Главное, не забывайте, что можно купить резину в спб, которые возможно отобрать для холодной осени, и это может быть будут фирменные всесезонные колеса. Для весны рекомендуем купить новую резину. В прочем Раз вы захотите эксплуатировать покрышки на кроссоверах, то купить возможно покрышки артикула SUV в интеренет магазине шин с лучшими ценами "Вирбак".